ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

ОХРАНА ТРУДА

Учебное пособие

для студентов экономических специальностей

БОБРУЙСК2007


УДК 331.45

Рецензенты: А.В. Дорогенский, к.ф.н., доцент кафедры общественных дисциплин Бобруйского филиала УО «БГЭУ»

Рекомендовано: кафедрой маркетинга Бобруйского филиала УО «БГЭУ»

Утверждено: Учебно-методическим советом Бобруйского филиала УО «БГЭУ»

Тёсова Е.Г.

Охрана труда: учебное пособие / Е.Г. Тёсова. – Бобруйск – 2007. – с. 121.

© Тёсова Е.Г., 2007

© Бобруйский филиал УО «БГЭУ»


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие С. 5
Введение С. 6
Глава 1.Правовые и организационные основы охраны труда С. 8
1.1.Законодательная база охраны труда в Республике Беларусь С. 8
1.2.Трудовой кодекс Республики Беларусь об охране труда С. 10
1.3.Локальные нормативные правовые акты по охране труда С. 15
1.4.Нормативно-техническая основа охраны труда С. 19
1.5.Аттестация рабочих мест по условиям труда С. 21
1.6.Система управления охраной труда С. 25
1.7.Служба охраны труда на предприятии и организации С. 29
1.8.Обучение работающих безопасности труда С. 30
1.9.Финансирование мероприятий по охране труда С. 34
1.10.Обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний С. 35
1.11.Ответственность за нарушение требований законодательства о труде и правил охраны труда С. 37
1.12.Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве С. 38
1.13.Оценка экономической эффективности трудоохранных мероприятий С. 53
Контрольные вопросы С. 59
Глава 2. Производственная санитария, эргономика С. 61
2.1.Основные санитарно-гигиенические и санитарно-технические требования к территории и зданиям предприятий и учреждений С. 61
2.2. Метеорологические условия на производстве С. 67
2.3. Защита от шума и вредного воздействия вибрации С. 72
2.4.Освещение производственных помещений и техническая эстетика С. 75
Контрольные вопросы С. 78
Глава 3. Техника безопасности на производстве С. 80
3.1. Психологические факторы безопасности труда С. 80
3.2.Требования безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам С. 81
3.3. Электробезопасность С. 86
3.4.Техника безопасности при эксплуатации сосудов и агрегатов, работающих под давлением С. 91
3.5.Обеспечение безопасности теплового и холодильного оборудования С. 92
3.6.Обеспечение безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ С. 95
3.7. Техника безопасности и гигиена труда при работе на персональных ЭВМ с видеодисплейным терминалом С. 98
Контрольные вопросы С. 101
Глава 4. Пожарная безопасность С. 103
4.1. Горение и пожароопасные свойства веществ 4.2. Пожар. Причины пожаров. Опасность пожаров С. 103 С. 104
4.3. Профилактика пожаров С. 105
4.4. Средства тушения пожаров, пожарная сигнализация С. 108
4.5. Организация пожарной охраны Контрольные вопросы Глоссарий Рекомендации по написанию рефератов по дисциплине «Охрана труда» Темы рефератов по дисциплине «Охрана труда» С. 110 С. 112 С. 114 С. 118 С. 119
Список использованных источников С. 120


ПРЕДИСЛОВИЕ

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающего населения является одной из главных функций нашего государства.

Изучение дисциплины «Охрана труда» студентами экономических специальностей осуществляется с целью формирования трудоохранного мышления, подготовки к деятельности по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве.

В первой главе учебного пособия изложены законодательные и нормативно-технические основы охраны труда в Республике Беларусь. Студенты знакомятся с требованиями к расследованию и учету несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оценкой экономической эффективности трудоохранных мероприятий.

Во второй главе обобщены материалы по вопросам производственной санитарии и эргономики. Студенты получат знания об основных санитарно-гигиенических и санитарно-технических требованиях к территории и зданиям предприятий и учреждений, метеорологических условиях на производстве, защите от шума и вредного воздействия вибрации, освещении производственных помещений, требованиях охраны труда к организации рабочих мест специалистов.

В третьей главе рассматриваются вопросы безопасности к оборудованию и производственным процессам, электробезопасности, обеспечения безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при эксплуатации сосудов и аппаратов, работающих под давлением, а также при эксплуатации теплового и холодильного оборудования.

В четвертой главе изложен материал по основам пожарной безопасности на производстве. Студенты изучат вопросы, связанные с горением и пожароопасными свойствами веществ, причинами и опасностью пожаров на производстве, профилактикой пожаров при проектировании и строительстве производственных зданий и сооружений и при проведении огневых работ. Представлен материал о первичных средствах тушения пожаров, пожарной сигнализации, пожарной охране, противопожарном режиме. Студенты ознакомятся с алгоритмом действия при пожаре на производстве.


ВВЕДЕНИЕ

Развитие охраны труда как научной дисциплины, области знаний и профессиональной деятельности человека связано с развитием общественных взглядов на положение человека на производстве.

Промышленная революция ХIХ века изменила характер экономических отношений и сам характер труда: безопасность работников на производстве была отнесена к основному объекту управления персоналом, доминирующими потребностями работников явились безопасные условия труда, ведущим направлением управления – обеспечение безопасных условий труда на производстве.

Развитие профсоюзного движения в 20-30-е годы ХХ века способствовало формированию практики заключения коллективных договоров. Активное вмешательство государства в отношения между работниками и нанимателями привело к созданию национальных систем социального страхования, сокращению продолжительности рабочего дня.

В 50-80-е годы ХХ века получило развитие законодательное отношение государства к работникам и нанимателям: были детально разработаны стандарты охраны труда и окружающей среды, стали учитываться качественные характеристики процесса охраны труда. Совершенствование технологических процессов привело к потребности обучения персонала вопросам охраны труда и техники безопасности.

В 90-е годы ХХ века и к началу ХХI века были осуществлены реформы по либерализации систем социального страхования работников.

В условиях рыночной экономики в связи с совершенствованием управления во всех сферах деятельности сформировался трудоохранный менеджмент, который не только способствует уменьшению количества несчастных случаев на производстве, заболеваний персонала, производственных аварий, но и рассматривает вопросы повышения мотивации к труду, связь охраны труда с его производительностью.

Охрана труда как научная дисциплина сформировалась во второй половине ХХ века, когда человечество вступило в период современного научно-технического и технологического прогресса. Объектом изучения охраны труда является трудовая деятельность людей. Предметом – безопасность труда, а также физиологические и психологические возможности человека, законы развития труда, формирование условий труда и их оптимизация.

Охрана труда находится на стыке общественных и естественных наук. Медико-биологические знания охраны труда базируются на научно обоснованных и эмпирически доказанных выводах биологии, анатомии, гигиены, токсикологии, эпидемиологии. Инженерно-технические – на специальных инженерных и общетехнических науках. Социально-экономические – на основах экономики, философии, менеджмента, психологии, педагогики, права, социологии. В изучении вопросов формировании благоприятных условий труда охрана труда опирается на научные познания психологии труда, эргономики и технической эстетики.

Как любая наука, охрана труда имеет свою методологию– учение о принципах построения, формах и способах научного познания. По функциональному использованию принципы охраны труда классифицируют на ориентирующие (классификации, системности, формации и др.), организационные (подбора кадров, резервирования, информации, защиты временем или расстоянием и др.), управленческие (контроля, планирования, стимулирования и др.), технические (блокировки, герметизации, прочности, слабого звена, экранирования и др.). По областям знаний выделяют общественно-методические (гуманитарные), медико-профилактические, инженерно-технические принципы охраны труда.

К способам изучения вопросов охраны труда относят наблюдение, эксперимент, моделирование, математическую статистику, системный подход, а также научные методы эмпирического исследования.

На развитие научного познания в области охраны труда влияют общественные законы:

· закон соответствия условий среды обитания физиологическим и психологическим возможностям человека;

· закон перехода от простой работы к более сложной, от узкой специализации к более широкой;

· закон перерастания физического труда в преимущественно умственный;

· закон возникновения новых вредных и опасных факторов с развитием НТП;

· закон старения знаний со временем и т.д.

Как научная дисциплина охрана труда имеет базовые категории, которые в целях единого порядка обучения, проведения инструктажей и осуществления проверки знаний по охране труда в разных хозяйственных отраслях Республики Беларусь утверждены постановлением Министерства труда от 29.08.1996 № 62, а также содержатся в ГОСТе 12.0.002 «ССТБ. Термины и определения». Базовые категории по охране труда содержаться также в Государственном стандарте Республики Беларусь «Системы управления охраной труда. Общие требования» (ГОСТ СТБ – 18001-2005), принятом 01.11.2005 года.


ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА


7247041542355361.html
7247157256721717.html
    PR.RU™